Сайт  учителя биологии

Глазуновой Е. Л.

Разработки уроков

 

Урок по теме «Мышление»

План урока:

1.     Организационный момент. Постановка целей

2.     Актуализация знаний. Тест на ассоциативное запоминание (мнемотехника)

3.     Объяснение нового материала (сопровождается слайдовой презентацией или демонстрацией реальных объектов)

4.     Выводы. Игра «пазл»

5.     Рефлексия

 

цели урока:  

·        Через 10 минут вы получите общее представление о том, что такое мышление с точки зрения психофизиологии.

·        Через 20 минут вы в теории и на практике познакомитесь с мыслительными операциями.

Реплика: постановка целей в таком стиле позволяет создать ситуацию успеха на уроке и смотивировать учащихся к решению проблемы. При таком способе постановки целей необходимо в течение урока обратить внимание учащихся на время в момент достижения цели. «Обратите внимание! Прошло 10 минут. Что мы имеем?». Подобным образом учитель фиксирует внимание учащихся на целях урока.

 

Тест: учитель читает список предметов, а учащиеся изображают их в виде символов на листе бумаги. Затем лист откладывают в сторону и начинается основная часть урока.

 

Мышление- это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Вы вышли утром на балкон и непосредственно определили холодно на улице или тепло. Но можно просто посмотреть на термометр и, зная зависимость между высотой ртутного столбика и температурой воздуха опосредованно определить погоду. Между высотой карандаша и температурой воздуха такой зависимости нет.

Перед вами лист бумаги. Что будет если его бросить в огонь? Почему вы так уверенны? Мы много раз видели, как горит бумага, и обобщили эти знания. А если бы лист был из неизвестного материала? Ответ был бы не такой уверенный.

 

Полушария большого мозга состоят из коры и лежащей под ней центральной массы белого вещества. Кора представляет собой тонкий (3мм) слой серого вещества, образованного плотно расположенными нервными клетками. Белое вещество состоит из проводящих путей. Поверхность коры сильно увеличена за счет многочисленных складок, называемых извилинами. Каждое полушарие делят на 4 доли. С помощью электрофизиологических методов установлено, что в коре можно различить области 3 типов в соответствии с функциями, которые выполняют, входящие в них клетки:

1.     сенсорные зоны, получающие импульсы от рецепторов (входные сигналы)

2.     ассоциативные зоны, которые интерпретируют и хранят получаемую информацию и вырабатывают ответ с учетом сходного прошлого опыта

3.     двигательные зоны, посылающие импульсы к эффекторам (входные сигналы)

Взаимосвязи этих зон позволяют коре больших полушарий контролировать и координировать все произвольные и некоторые  непроизвольные формы деятельности, включая такие высшие функции, как память, мышление.

Прошло 10 минут! Проверьте, достигли ли вы обещанных результатов.

 

Какие же мыслительные операции производит наш мозг? Рассмотрим некоторые из них.

 

Сравнение

-сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различий между ними. Очень важно выделить существенные признаки сравнения. Эти признаки зависят от поставленной цели.

Попробуйте сравнить этих двух птиц между собой. Цель: можно ли их отнести к 1 отряду? Учащимся предлагается рассмотреть слайд с изображением утки и ястреба. Необходимо дать подробное описание каждой птицы и сделать вывод к одному ли отряду они относятся. Это задание одновременно развивает внимание и память.

 

Реплика выделяют 3 категории задач, которые применяются для сравнения и различия понятий:

1.     2 слова, явно относящиеся к одной категории (корова – лошадь)

2.     2 слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга (ворона – рыба)

3.     сравнение различие объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо сильнее, чем сходства (всадник – лошадь)

 

Анализ

-мысленное расчленение предмета или явления на образующие части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

В растении мы видим стебель, листья, корень, цветок. В данном случае анализ – мысленное разложение на составляющие его части.

 

Синтез

-мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Опираясь на анализ, обеспечивает знание объекта в целом.

После разбора данных определений можно предложить учащимся следующее задание: каждый получает карточку с текстом, в котором перепутаны предложения из двух научных текстов. Учащийся должен подчеркнуть синим карандашом в тексте предложения, относящиеся к теме «птицы», а красным карандашом – предложения, относящиеся к теме «рептилии». Затем каждый составляет из проанализированных предложений 2 текста. Таким образом, учащийся анализирует и синтезирует информацию.

 

Пример текста:

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Сердце земноводных состоит из 3 камер: двух предсердий и одного желудочка. Кровь из всех органов собирается в вены и поступает в правое предсердие. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселиться по Земле. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах. В этой крови содержится много углекислого газа и питательных веществ. Она богата кислородом. Всего насчитывают около 9 тыс. видов птиц. В левое предсердие приходит кровь из легких.

В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся объем и сложность текста может варьироваться.

 

Обобщение

-соединение предметов и явлений вместе на основе их общих и существенных признаков. Происходит это соединение на основе понятий. Всякое понятие относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству единичных объектов. (фрукты     = яблоки, груши и т.п.)

Попробуйте определить степень обобщения для объектов: птицы-утка кряква-селезень Гоша; растения - дерево - белая береза и занесите результаты в таблицу.

 

 

 

Высокая степень обобщения

Средняя степень обобщения

Низкая степень обобщения

 

 

 

 

 

Реплика в данном случае нам важен не контроль, а результат. Каждый должен дойти до результата сам или с помощью подсказок. Так создается ситуация успеха.

 

Теперь вернемся к тесту, проведенному в начале урока. Вспомните и запишите рядом с символами объекты, которые вы зашифровали.

Для решения данной задачи нам необходимо актуализировать не только ассоциативную память, но и мышление, внимание, воображение, речь! Представим эти процессы в виде бус: если одну бусинку убрать, рассыплются все остальные. Если 1 жемчужина стоит 1$, то сколько стоят пять жемчужин, нанизанных на нитку -? Вы скажете 5$. На самом деле -гораздо дороже, т.к. это уже ювелирное изделие! Так же и в нашей ситуации. Урок ценен, если на нем работали все компоненты познавательной деятельности.

 

Пазлы. Учащимся предлагается набор разрезанных карточек разной формы. Задание: Попробуйте собрать «что-нибудь».

 

Реплика: в данной ситуации мы не уточняем задание (что именно должны собрать учащиеся), таким образом даем возможность работать творчески. Некоторые пытаются собрать картинку,  некоторые геометрическую фигуру, а наиболее творческие группы собирают объемные фигуры.

После окончания работы с пазлом задаем учащимся вопрос:

Какие операции вы для этого совершили?

 

·        Сравнили

·        Проанализировали

·        Синтезировали

·        Обобщили.

 

 

 

  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
учись учиться это интересно мир вокруг
flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

Школьный сайт

Яндекс.Метрика
© glazunovael.ru

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1476