Сайт  учителя биологии

Глазуновой Е. Л.

урок по теме Вид.Критерии вида

 

Модуль по теме «Вид. Критерии вида». 10 класс. Общая биологи

№УЭ

Задания

Время

Ответы на задания

1

Из предложенных слов составьте определение термина, введенного Дж.Реем, обозначающего одну из систематических групп:

 потомство группа по вид сходных строению длительно особей ареал естественный способных скрещиваться собой между и давать свободно плодовитое занимающих

3 мин

 

2

Лабораторная работа «Морфологические особенности животных различных видов»

Цель: закрепить умение составлять описательную характеристику животных

Ход работы:

1.      Рассмотрите 2х представителей живого уголка, составьте морфологическую характеристику каждого организма, т.е. опишите особенности их внешнего строения.

 

2.      Выявите черты сходства и различия. Заполните таблицу (стр.2-3)

 

 

3.      Как Вы думаете,  сколько видов организмов перед Вами?

Работайте в группе

 

7мин

 

1 организм

2 организм

Описание внешнего строения

 

 

Черты различия

 

 

Черты сходства

 

 

Количество видов___________________

3

В данном тексте найдите и выделите карандашом  информацию, относящуюся только к заданному критерию. Сформулируйте определение критерия и запишите его в правый столбец.

 

Это был первый и долгое время единственный критерий, используемый для описания видов.Этот критерий самый удобный и заметный, поэтому  и сейчас широко используется в систематике растений и животных. Он подразумевает совокупность внешних признаков организма.Мы можем легко отличить по размерам и окраске оперения большого пестрого дятла от зеленого дятла, малого пестрого дятла и т.д.

Несмотря на удобство, этот критерий не всегда «работает». Им не воспользуешься для разграничения видов-двойников, практически не отличающихся внешне.

Сейчас, когда установлено, что у вида может быть много форм, типологическая концепция вида отброшена и данный критерий не всегда удовлетворяет ученых. Все же следует признать, что этот критерий очень удобен для систематизации видов и в большинстве определителей животных и растений он играет главную роль.

Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов. Способность впадать в спячку при низких температурах у некоторых грызунов полностью отсутствует у других. Данный критерий отражает только процессы жизнедеятельности организмов. Таким образом, физиологические признаки слишком изменчивы, чтобы служить надежным критерием для различия близкородственных видов.

Интерес к этому критерию появился в последние десятилетия в связи с развитием биохимических исследований. Он не находит широкого применения, так как не существует каких-либо специфических веществ, характерных только для одного вида и, кроме того, он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата (А. рhеgеа и А. гugazzii) диагностическими признаками являются два фермента — фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. Рассматривает строение белка у каждого организма.

Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, условиями обитания, например, с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка и смежной с ним древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Особенности образа жизни, присущие каждому виду, определяют его положение, его роль в биогеоценозе, то есть его экологическую нишу. Даже самые близкие виды, как правило, занимают разные экониши, то есть различаются хотя бы по одному-двум экологическим признакам.

 При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и других групп организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала, т.е. область расселения играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (такие виды называют аллопатрическими). Но огромное число видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические виды). Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши или океана. В силу этих обстоятельств данный критерий не может быть универсальным.

Генетическое единство вида и, соответственно, генетическая изоляция его от других видов — главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида.  Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и других признаков, одинаковое поведение, совместное обитание — все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводства вида. В то же время все эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним видов. Например, различия в песне дроздов, пеночек, славок, зябликов и вьюрка, глухой и обыкновенной кукушек препятствуют образованию смешанных пар, несмотря на сходство их окраски и экологии  Мы знаем, что для каждого вида характерен свой набор специфических признаков. Межвидовой гибрид будет иметь признаки, промежуточные между признаками двух исходных родительских форм. Его песня, к примеру не будет понята ни зябликом, ни вьюрком, если это гибрид этих видов, и он не найдет полового партнера.

  

 

Работайте в парах

 

7мин

 

 

 

_______________________ критерий –

 

 

 

4

Ответьте на вопрос: почему каждый отдельно взятый критерий носит относительный характер?

3мин

 

 

 

 

 

5

Домашнее задание: заполните таблицу, используя текст модуля и § 44

 

 

Критерий вида

Ограничение с точки зрения определения вида

 

 

 

6

Оцените свою работу на уроке

 

 

 

Моя оценка__________________

 

  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
учись учиться это интересно мир вокруг
flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

Школьный сайт

Яндекс.Метрика
© glazunovael.ru

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1476