Сайт  учителя биологии

Глазуновой Е. Л.

Развитие познавательных процессов

 

Развитие познавательных процессов, как способ удовлетворения познавательной активности

 

Существует мнение о том, что чем выше сила мотивации, тем выше эффективность деятельности учащихся на уроке. Соответственно можно предположить, что независимо от того учится ли ребёнок по внутреннему побуждению или под неусыпным влиянием внешнего фактора, его деятельность будет тем продуктивнее, чем сильнее будет это побуждение или влияние. На самом деле всё обстоит иначе.

На первых этапах усиление  мотивации ведёт к нарастанию эффективности деятельности. Но в определённый момент, индивидуальный для каждой личности и вида деятельности, усиление мотивационного компонента снижает эффективность деятельности и даже разрушает её! В психологии эту зависимость называют Законом Йорка - Додсона. Этому закону в полной мере подчиняется отношение внешней мотивации и эффективности деятельности. Нередки случаи, когда желание получать только хорошие отметки, оправдать надежды родителей, завоевать авторитет среди сверстников не давало ученикам в полной мере использовать свои знания, умения. Попадая в ситуацию контроля, такие ученики не способны эффективно работать, поскольку значимость деятельности уступает значимости оценки. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы подстегнуть ребенка к деятельности не путем оценки, а формированием интереса к предмету, то есть в создании внутренней мотивации, опирающейся на познавательную активность ребенка, на стремление его узнать что-то новое и реализовать себя.

Возникновение новых потребностей может быть обусловлено созданием мотивационной среды,  в которой декларируются и закрепляются такие  категории как познавательная активность, положительное отношение к труду, сотрудничество и т. д. Понимание в реализации этих мотивов создаёт определённые мотивационные установки.

Мотивационная установка – это постоянное состояние готовности к удовлетворению потребности и понимание необходимости удовлетворения этой потребности. Создание мотивационной среды это, в большей степени, воспитательный компонент. Эта среда формируется при активном, непрерывном, последовательном участии взрослых – учителей и родителей.

Как учитель собственными силами на уроке может формировать мотивационную среду и что в нее может входить?

Попробуем предложить несколько приемов.

Прежде, чем мы перечислим эти приемы, важно заметить, что мотивационные приемы на уроке должны помочь школьнику наполнить предлагаемую деятельность личностным смыслом. В этом случае процесс освоения новых знаний превращается в увлекательную исследовательскую деятельность, в которой ребенок отвечает на вопросы, поставленные им самим. Поэтому так важно в начале урока, таким образом замотивировать ребенка, чтобы далее он сам ставил цели и вел свои исследования.

1.     Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащегося и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий -  к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

В качестве примера подобной мотивации можно рассмотреть ключевой (проблемный) вопрос.

Ключевой вопрос – общий вопрос, поиск ответа на который поможет ученикам сконцентрировать свое внимание на наиболее существенных моментах изучаемого материала.

Организационные умения составляют основу рациональной организации труда, в частности учебной деятельности.

В данной ситуации ключевой  (управляющий) вопрос является методом и средством  достижения основной цели – обучения учащихся рациональной организации труда. Правильно поставленный ключевой вопрос позволяет смотивировать учащихся на изучение темы, позволит ученику самостоятельно выстроить план собственных действий.

Ключевой вопрос помогает оптимизировать, развить на более высоком уровне навыки учебной деятельности. А через совокупность учебных навыков развиваются память, внимание, мышление, воображение.

Использование в работе ключевого вопроса предполагает наличие у учащегося  развитой базы операций мышления, таких как синтез, анализ, обобщение. Опираясь на эту базу ключевой вопрос, дает мыслительной деятельности новое качество, выводит ее на новый уровень (приводятся более сложные аналогии, структурированный анализ, дается более глубокое обобщение). Получается, что опираясь на  исходные навыки учащегося, ключевой вопрос несет развивающую функцию. Любая мыслительная деятельность является развивающей, но в данном случае идет работа не над развитием мыслительной деятельности, а над развитием ее качества.

Часто к одной и той же теме можно поставить совершенно разные по смыслу ключевые вопросы и тогда один и тот же урок проходит по разному сценарию, соответственно к каждому из вариантов ставятся различные цели. Таким образом, ключевой вопрос, выстраивает логику всей темы или отдельного урока, помогает учителю осуществлять дифференцированный подход.

 

Критерии эффективности ключевых вопросов:

►   Может ли ученик найти ответ на этот вопрос в книге или в Интернете?

►   Заставляет ли вопрос задуматься о значимости изучаемого материала?

►   Заставляет ли вопрос задуматься о возможных связях с областями взаимодействия?

 

Ключевой вопрос напрямую связан с целью урока, но не дублирует ее!

Если в начале урока поставить перед учащимся цель, это покажет ему путь, по которому он должен следовать. Если поставить перед ним ключевой вопрос – это позволит ему самому выбрать путь поиска.

Термин «цель» вызывает у учащегося определенные ассоциации. Это особенно выражается у учащихся с ярко выраженным образным типом мышления. Возникают стереотипы.

Поэтому, на мой взгляд, ключевые вопросы должны всплывать сами собой в процессе беседы. Тогда ответ на него можно будет искать по-разному. И это будет интересно.

Хорошо если ключевой вопрос проявляется при проверке домашнего задания и является своего рода мостиком к новой теме.

Бывают ситуации, когда КВ можно предложить учащимся в конце урока в виде интригующего вопроса к следующему уроку.

 

Урок по теме «класс Паукообразные»    7 класс

Цель: расширить знания о признаках класса паукообразные

 

В данном случае можно поставить различные ключевые вопросы и идти к намеченной цели различными путями.

 

1 вариант:Откуда произошло слово « паук» ?

ü  С помощью этимологического словаря находим:

общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от

«онк», родственного греческому «онкос» -крючок,

латинскому «анкус»- имеющий кривые руки,

древнеиндийскому «акати»- сгибает.

Значит паук – существо с кривыми руками и ногами.

ü  Составляем описание внешнего строения только с помощью текста.

ü  Находим из перечисленных приспособления к среде обитания.

 

2 вариант: Какие особенности внешнего строения и жизнедеятельности паукообразных определяют их роль в среде?

Пользуясь изображением или коллекционным препаратом:

►   составляем описание внешнего строения паука (попутно сравниваем его с ранее изученными ракообразными).

►   Находим приспособления к среде обитания.

Таким образом, ключевой вопрос, выстраивает логику всей темы или отдельного урока, помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Правильно поставленный ключевой вопрос позволяет формировать у учащихся исследовательские навыки, выявляет практическую направленность науки.

 

2.     Мультимедиа программы, используемые на уроках, позволяют реализовать принцип наглядности в полной мере. Особенно этот принцип важен при изучении таких тем как «Основы цитологии», «Основы генетики», т.е. тем, которые часто кажутся ребенку абстрактными и сложными в представлении и понимании.

3.     Кинезиологические  упражнения как здоровье сберегающий и развивающий элемент урока.

 

 

Литература:  Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы» изд.дом Питер, Санкт –Петербург; 2000г.

  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
учись учиться это интересно мир вокруг
flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

Школьный сайт

Яндекс.Метрика
© glazunovael.ru

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1476