Сайт  учителя биологии

Глазуновой Е. Л.

Ключевой вопрос

 

 

Ключевой вопрос – общий вопрос, поиск ответа на который поможет ученикам сконцентрировать свое внимание на наиболее существенных моментах изучаемого материала.

Цивилизация в наши дни имеет множество характерных признаков. Одним из таких признаков является изменение скорости передачи информации. В связи с увеличением скорости передачи информации увеличивается и скорость накопления нового опыта, который сразу же становится частью жизнедеятельности, как всего общества, так и отдельного индивида. Каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью решать проблемы, которые с каждым днем становятся все разнообразнее и подчас имеют междисциплинарный характер. Времени на решение проблем становится все меньше. Среда, в которой живет человек, становится агрессивной еще и потому, что все труднее исправлять допущенные ошибки. На это часто просто не хватает времени. С той же проблемой мы сталкиваемся и в школе: требования к умственной деятельности школьника растут, а на развитие их часто не хватает времени из-за сокращения лимита времени на решение возникающих проблем.

Таким образом, способность находить эффективные  решения проблем становится необходимым условием развития школьника.

Что же значит «уметь решать проблемы». По мнению большинства педагогов, это целый комплекс умений, включающий анализ ситуации, способность спрогнозировать результат, планирование деятельности, способность быстро отреагировать и принять решение и т.д.

 

Системное владение организационными умениями как навыками, позволяет человеку достаточно быстро упорядочить свои действия в любой ситуации, т.е. выстраивать план как последовательность действий в отношении любого объекта деятельности или ситуации, когда необходимо собрать информацию, обобщить, проанализировать ее, сформулировать цель. Организационные умения составляют основу рациональной организации труда, в частности учебной деятельности.

В данной ситуации ключевой  (управляющий) вопрос является методом и средством  достижения основной цели – обучения учащихся рациональной организации труда. Правильно поставленный ключевой вопрос позволяет смотивировать учащихся на изучение темы, позволит ученику самостоятельно выстроить план собственных действий.

Часто к одной и той же теме можно поставить совершенно разные по смыслу ключевые вопросы и тогда один и тот же урок проходит по разному сценарию, соответственно к каждому из вариантов ставятся различные цели. Таким образом, ключевой вопрос, выстраивает логику всей темы или отдельного урока, помогает учителю осуществлять дифференцированный подход.

 

Критерии эффективности ключевых вопросов:

 

►   Может ли ученик найти ответ на этот вопрос в книге или в Интернете?

 

►   Заставляет ли вопрос задуматься о значимости изучаемого материала?

 

►   Заставляет ли вопрос задуматься о возможных связях с областями взаимодействия?

 

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С ЦЕЛЬЮ УРОКА!

НО НЕ ДУБЛИРУЕТ ЕЕ.

 

Если в начале урока поставить перед учащимся цель, это покажет ему путь, по которому он должен следовать. Если поставить перед ним ключевой вопрос – это позволит ему самому выбрать путь поиска.

Термин «цель» вызывает у учащегося определенные ассоциации. Это особенно выражается у учащихся с ярко выраженным образным типом мышления. Возникают стереотипы.

Поэтому, на мой взгляд, ключевые вопросы должны всплывать сами собой в процессе беседы. Тогда ответ на него можно будет искать по-разному. И это будет интересно.

Хорошо если ключевой вопрос проявляется при проверке домашнего задания и является своего рода мостиком к новой теме.

Бывают ситуации, когда КВ можно предложить учащимся в конце урока в виде интригующего вопроса к следующему уроку.

 

Пример

Одна из древнегреческих легенд гласит:

В те далекие времена, в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было ей равных в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,….

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее  достоинств и наказала за гордость и тщеславие.

Будь же тц проклята, век так плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину!

От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют арахнидами. А наука о пауках называется Арахнология.

 

Урок по теме «класс Паукообразные»    7 класс

 

Цель: расширить знания о признаках класса паукообразные

 

В данном случае можно поставить различные ключевые вопросы и идти к намеченной цели различными путями.

 

1 вариант:Откуда произошло слово паук ?

 

ü  Пользуясь этимологическим словарем находим:

общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от

«онк», родственного греческому «онкос» -крючок,

латинскому «анкус»- имеющий кривые руки,

древнеиндийскому «акати»- сгибает.

Стало быть паук – криворукий и кривоногий.

 

ü  Составляем описание внешнего строения только с помощью текста.

ü  Находим из перечисленных приспособления к среде обитания.

 

2 вариант: Какие особенности внешнего строения и жизнедеятельности паукообразных определяют их роль в среде?

 

Пользуясь изображением или коллекционным препаратом:

►   составляем описание внешнего строения паука (попутно сравниваем его с ранее изученными ракообразными).

►   Находим приспособления к среде обитания.

 

 

 

выводы

Таким образом, ключевой вопрос, выстраивает логику всей темы или отдельного урока, помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Правильно поставленный ключевой вопрос позволяет формировать у учащихся исследовательские навыки, выявляет практическую направленность науки.

 

 

 

 

Примеры ключевых вопросов 7 класс

 

тема

Управляющий вопрос

Одноклеточные животные

Имеется ли связь между строением и функциями одноклеточного организма?

Тип Кишечнополостные

Имеют ли Кишечнополостные практическое значение?

Многообразие плоских червей

Для чего примитивному организму сложный цикл развития?

Тип Кольчатые черви

Как особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых червей определяют их роль в окружающей среде?

Тип Круглые черви

Для чего нужны паразитические черви?

Класс Паукообразные

- откуда произошло слово «Паук»?

-какие особенности внешнего строения и жизнедеятельности паукообразных определяют их роль в окружающей среде?

 

 

 

 

Примеры ключевых вопросов 8 класс

 

тема

Управляющий вопрос

биосоциальная природа человека.

Каково место человека в системе органического мира?

Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма к условиям окружающей среды.

Почему каждый организм приспосабливается к условиям окружающей среды по разному?

Разнообразие гормонов и их роль в развитии человека

Для чего одному человеку разные способы регуляции?

Опорно-двигательная система

Почему в процессе эволюции произошли изменения в скелете человека?

В чем заключается единство работы скелета и мышц?

Почему гиподинамию называют болезнью 21 века?

 

 

 

 

 


 

 

  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
  • Главная страница
  • На уроке
    • Разработки уроков
      • Мышление
      • Вид.Критерии вида
    • Олимпиады
  • Статьи
    • Ключевой вопрос
    • Учебная экскурсия
    • Развитие памяти
    • Развитие познавательных процессов
  • Контакты
  • Мое портфолио
  • Новости
    • Зооуголок
    • После уроков
  • фото
  • готовимся к ЕГЭ
    • документы
  • полезные ссылки
учись учиться это интересно мир вокруг
flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно

Школьный сайт

Яндекс.Метрика
© glazunovael.ru

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1476